Физиков всегда увлекали теоретические знания трех «китов» классической динамики, их грамотное практическое применение. Понимание основ способствует представлению примитивных движений окружающих предметов, подчиняющихся ньютоновской механике. Второй закон Ньютона в векторном виде определен Лукасовским профессором по специализации: математика и физика. Трактовка: сдвиг изменяется пропорционально силе, приложенной к объекту. Направление перемещения соответствует прямой линии, вдоль действия данной силы.
Второй закон Ньютона в векторном виде формулируется иначе современными физиками: сила, оказывающая воздействие на объект, составляет равенство произведения массы тела на ускорение, придаваемого силой. Направления физических величин совпадают. Его альтернативное название – главным тождеством (правилом) динамики.
Как записывается второй закон ньютона в векторной форме
Второй закон Исаака Ньютона записывается в векторной или скалярной форме.
Скаляр – величина без направления, вектор – указывает ориентацию смещения.
Скалярное представление:
Векторный вид:
Привычная формула:
- – результирующая сила, [H];
- – ускорение, [м/с2];
- – масса материальной точки, [кг].
если расписать через векторные величины – это производная проекций скорости по времени: дважды берется дифференциал x, y, z по t):
Второй образец записи главного тождества динамики через импульс тела p:
Таблица отражает особенности, присущие основному правилу динамики, используемые при решении заданий.
[table id=3 /]
Примеры задач и их решение
Джон Сантаяна – американский философ, писатель подметил: «Ребенок, получивший образование только в учебном заведении – необразованный ребенок».
Его соотечественник оратор Джим Рон высказывал схожую мысль: «Образование поможет выжить. Самообразование приведет Вас к успеху».
Собственной деятельностью Герман Оскарович Греф – российский экономист продемонстрировал верность, высказанного им утверждения: «Не верю в науку, не связанную с практикой, в образование, не связанное с практикой…»
Для достижения «признания» следует научиться решать задания любого уровня сложности.
Целесообразно рассмотреть ключевые задания на примерах, которые дополнительно могут усложняться.
Справка! Для успешного прохождения «миссий» по усвоению материала, нужно использовать ряд предписаний:
- Обозначить систему отсчета.
- Использовать графический подход. Рисунки с отмеченной направленностью параметров помогут составить все выражения для ответов на вопросы.
- Дополнительно подписать необходимые формулы, соответствующие числу неизвестных.
Рекомендуем вам посмотреть видео о алгоритме решения всех задач на второй закон Ньютона в векторном виде.
Задача 1 – идеальна для «новичков»
Дано:
Бруски массами 4 и 6 килограмм связаны нерастяжимой нитью, находятся на гладкой горизонтальной поверхности. К материальной точке с большей массой приложена F=12 Н, воздействующая горизонтально. Каково ускорение движения обоих брусков? Чему равна сила натяжения нити?
Порядок выполнения:
- На рисунке отображено влияние сил:
Нить нерастяжима, значит, материальные точки сдвигаются синхронно и равноускоренно.
общий вид уравнения движения.
- Формулу надо переписать для предмета массой m1:
- Для бруска массой m2:
Из эквивалента действия и противодействия, получается
- Составление системы уравнений: формула (2) переписывается через T, другое – получается путем почленного сложения (2) и (3):
- Из второго равенства системы формируется:
- Подставляя в первое:
- Числовые значения ставим вместо букв в записи (5) и (6).
- Результат: =1,2 м/с2, =4,8 Н.
Задача 2 – подходит для проверки усвоенного материала
Условие:
Есть однородный шарик массой 0,5 килограмм. К его центру прикладывают F=3,9Н. Нужно определить модуль и направление F1, необходимой для перемещения с ускорением 7 м/с2 сонаправленного F.
Решение:
Второй закон Ньютона в векторном виде:
F, a и F1 располагаются вдоль одной прямой.
Микрозадача: найти проекцию F1 на ось Х.
если то ,
ось Х и F1 одинаково ориентированы, если то , – противонаправлены.
Буквы заменяются цифрами:
Ответ отрицательный, поэтому ориентация F1 противоположена относительно оси Х.
Задача 3 – повышенный уровень сложности
Дано:
После толчка брусок начал скольжение вверх из точки 0 по гладкой наклонной плоскости. Его начальная скорость равна 5,3 м/с. Уклон поверхности 30°. Определить нахождение бруска через 4 секунды, относительно 0.
Решение:
Пусть 0 – начало координат. Строятся оси X и Y, отображаются: mg – вес, N – реакция опоры (перпендикулярна поверхности скольжения).
Второй закон сэра Ньютона в векторной форме: . Силы, оказывающие воздействие на брусок, носят постоянный характер, смещение вдоль Х, равноускорено.
Нужно использовать кинематическое равенство:
Принимая:
Нахождение проекции ускорения на ось Х получается из главного правила динамики.
Важно записать:
Результат выглядит:
Делается подстановка в кинематическое уравнение:
Ответ: 18 метров.
Задача 4 – упрощенная версия
Условие:
Нерастяжимой нитью, перекинутой через невесомый блок, расположенный на наклонной поверхности, связаны бруски массами 16 и 24 грамма. Уклон составляет 30°. Надо найти ускорения, перемещающихся предметов. Трение не учитывать.
Выполнение:
Пусть m2 перетягивает. Изображаются оси координат.
Записываются уравнения движения брусков по проекциям на оси X и Z:
Нить нерастяжима, поэтому . Силы натяжения равны, поскольку блок и нить невесомы.
Левые и правые части формул суммируются:
Результат выходит больше нуля, ориентация сдвига выбрана верно.
Задача 5 – сверхсложный вариант
Дано:
Грузовик массой 2 тонны переезжает выпуклую эстакаду со скоростью 27 км/ч. Радиус кривизны дуги составляет 60 метров. Чему равна сила посередине моста, которая давит на грузовой автомобиль? Какова должна быть минимальная быстрота перемещения, чтобы давление на поверхность в верхней точке отсутствовало?
Поиск ответов:
Влияние силы тяжести обозначается – mg, нормальная реакция эстакады – N.
Из эквивалента действия и противодействия выходит:
F искомая величина.
По второму правилу, установленному Ньютоном, центростремительное ускорение представляет сумму сил:
Давления на поверхность отсутствует, в случае N=0:
Выражение выглядит:
=588 м/с = 87,3 км/ч
Автомобиль оторвется от моста, если скорость передвижения будет выше минимальной.
Еще примеры решения простых задач на законы Ньютона вы можете посмотреть в видеоролике.
Из представленных выше задач можно увидеть, что второй закон, автора фундаментального труда «Математические начала натуральной философии» – Ньютона в векторной форме ключевое тождество, описывающее физические явления, способствующее решению задач по механике.
Спасибо